Прямо на глазах меняется наш мир. Площадкам для бунта молодежи становится все больше стран. Раньше ими были Ливия, Тунис, Египет, Греция, Испания Сирия, Италия, сегодня к ним присоединились Великобритания и Израиль.
МОЛОДЫХ ТРЕВОЖИТ БУДУЩЕЕ
На первый взгляд, Европа стабильна, Лондон консервативен… Но что же происходит с подрастающим поколением на самом деле? Ведь именно им предстоит жить и развивать свои страны для своих детей и внуков.
Видимо свою роль все-таки сыграло Его Величество Мировой Кризис. Праздники и фестивали, устраиваемые для молодежи, уже не имеют былого успеха. Сегодня молодое поколение тревожат совсем другие вещи: поиск своего места в жизни, отсутствие рабочих мест, неуверенность в настоящем и беспокойство за будущее.
В АНГЛИИ И ФРАНЦИИ – ОДИН ПОЧЕРК
У лондонских беспорядков и бунтов в других английских городах есть общие черты с погромами 2005 года во французских пригородах. В обоих случаях все началось с бедных кварталов: районов с социальным жильем во Франции и Тоттенхэма в Лондоне. В этих кварталах высока концентрация выходцев из семей иммигрантов: африканцев и магрибинцев во Франции и антильцев в Лондоне.
В Лондоне, как и в Парижском регионе, в массовых беспорядках, в первую очередь, участвовали молодые, а зачастую и далеко несовершеннолетние люди (10-13 лет). Они скорее не являются асоциальными элементами общества, ведь большинство из участников французских погромов нормально учились и не были судимы. Скорее всего в скором времени следствие в Лондоне придет к такому же выводу: участниками погромов окажутся отчаявшиеся молодые люди, которым нечего больше терять. Они готовы на все, чтобы государство вспомнило о них и уделило хоть немного внимания.
В то время как молодежь Греции и Испании выражала свое возмущение проводя собрания и предъявляя политические требования (они обладали для этого умственными возможностями), бунтующие из бедных кварталов Великобритании и Франции смогли заявить о себе лишь насилием.
ПОЛИЦЕЙСКИЕ – УГРОЗА МОЛОДЕЖИ?
Молодые англичане, как и ранее молодые французы, попытались выразить противоправными действиями охватившую их озлобленность и отчаяние. Они также старались отомстить полиции, всегда обращавшейся с ними грубо. К сожалению, узнать достоверно степень влияния конфликта между молодежью и правоохранительными органами на всплеск недовольства и насилия не представляется возможным.
Как и в Клиши-су-Буа и в других бедных районах, в Лондоне, где бедная молодежь чувствует себя заброшенной и ненужной, она начинает бороться с предметами капиталистической роскоши, которой им, конечно, не видать. Поэтому она стремиться забрать силой все те потребительские блага, которые им никогда не получить или хотя бы совершить акт вандализм.
По мнению некоторых экспертов, скорее не молодежь представляет угрозу, а сама подвержена угрозе. Полицейские репрессии, о которых распорядился премьер-министр Дэвид Кэмерон, надолго успокоить ситуацию в Лондоне не смогут. Это доказано опытом Франции и ряда других стран с подобными социальными проблемами.
НУЖЕН НОВЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КЛАСС
Но существует ли из этой ситуации выход? Определенно. Мир, раскалывающийся на две половины, нуждается в новом политическом классе, который будет ближе к общественным реалиям, нежели к финансовым кругам. Маловероятно, конечно, и то и другое и в ближайшем будущем вряд ли осуществимо.
Но как искать социальные решения и что делать дальше? Необходим диалог между государственной властью и отчаявшейся молодежью, которая желает, чтобы чиновники все-таки признали безвыходность ее ситуации. Но настоящая ситуация является крайне негативной, это бремя для современного общества, ставящее демократию под сомнение.
Проблемы с учебой, трудоустройством, неустройством жизни, невозможностью обрести независимость – молодому поколению надоело проходить мимо «праздника жизни». Властям давно пора запустить какие-либо программы профессиональной интеграции. Наказывать молодежь – это далеко не выход. Молодые из неблагополучных районов стали бы достойной частью общества, если бы для них были созданы новые рабочие места.