В последнее время тенденция такова, что многие работодатели не желают прибегать к помощи специалистов кадровых агентств и предпочитают рассчитывать на свои силы в поиске персонала. Статистика гласит, на долю рекрутинговых агентств пришлось всего лишь 10% всех размещенных вакансий компаний в конце 2011 года. Почему так происходит?
КАДРОВЫЕ АГЕНТСТВА ВЫТЕСЯЮТСЯ?
Исследователи портала hh.ru пришли к выводу, что работодатели размещают вакансии напрямую гораздо активнее, чем кадровые агентства. Это утверждение основывается анализе почти 1,5 миллионов вакансий, которые были размещены на сайтах сайтах hh.ru, rabota.mail.ru и career.ru в период с 2008 по 2011 год. Также специалистами в рамках исследования были опрошены более 10 тысяч соискателей. По итогам IV квартала 2011 года число вакансий, которые были размещены прямыми работодателями, было на 65% выше нежели в I квартале 2008 года. При этом вакансии, размещенные кадровыми агентствами, уменьшились на 16% относительно аналогичного периода.
Исследования показывают, что за последние три года наблюдается вытеснение вакансий, которые размещают кадровые агентства. В IV квартале 2011 года на их долю пришлось 10%, а вот в I квартале 2008 года — 18%.
ПРИЧИНЫ: КРИЗИС ИЛИ ИНТЕРНЕТ
Ольга Горюнова, руководитель департамента по работе с клиентами кадрового центра “Юнити” утверждает: «Действительно, с точки зрения привлечения кадровых агентств наблюдается снижение активности работодателей с августа 2011 года. И связано это в первую очередь с тем, что в условиях разворачивающегося кризиса в Европе и США многие российские компании предпочли занять выжидательную позицию. Клиенты нашей компании рассказывают, что собственники компаний откладывают на полгода и более начало крупных новых проектов и кадровые агентства здесь совершенно ни причем. Большинство компаний просто экономят бюджет и стараются набирать персонал самостоятельно».
«Основной причиной отказа от услуг кадровых агентств является наличие большого количества информации о претендентах на вакансию в интернете. В результате этого ценность услуг кадровых агентств по поиску информации о соискателях фактически сводится к нулю, - считает Юрий Вировец,
«Основная причина отказа от услуг агентств — наличие огромного количества информации о кандидатах в интернете. В результате ценность услуги агентства по поиску информации о кандидатах свелась к нулю, — считает президент ГК HeadHunter. — Фирмы обращаются к агентствам скорее чаще не за поиском информации, а за оценкой, рекомендацией и сравнением. Как правило, такие вакансии являются более высокооплачиваемые, чем в среднем по рынку».
Горюнова добавляет: «Именно! Помимо самого подбора персонала, а чаще всего мы занимаемся поиском претендентов на более сложные вакансии, в ходе проектов мы консультируем наших заказчиков по разным вопросам работы с персоналом».
К РАБОТОДАТЕЛЮ БОЛЬШЕ ДОВЕРИЯ
Исследования показывают, что 57% тех, кто ищет работу самостоятельно откликаются на вакансии прямых работодателей на специальных работных сайтах. А на вакансии кадровых агентств откликнулись только 8 % опрошенных.
Основные недостатки вакансий, размещенных кадровыми агентствами: отсутствие информации о работодателе (64%) и очень длинная цепочка взаимодействия с агентом (49%).
32% опрошенных среди недостатков вакансий, размещаемых работодателями напрямую, отметили небольшое число размещенных вакансий.
Елена Качалова, начальник отдела по подбору и адаптации персонала ОАО «Альфастрахование», поделилась: «Все наши вакансии, в основном, мы закрываем своими силами, однако случается, что приходится обращаться к услугам кадровых агентств. Чаще всего агентствам мы отдаем вакансии конфиденциальные, которые по тем или иным причинам не хотим выпускать информацию об открывшейся вакансии на рынок. Мы также можем обратиться к агентам, когда ищем соискателей на вакансии начального уровня, когда есть необходимость отсмотреть большое количество кандидатов, а собственные ресурсы на настоящий момент этого не позволяют.
ТЕПЕРЬ ДЕШЕВЛЕ И ЭФФЕКТИВНЕЙ В СЕТЯХ…
Заместитель генерального директора по кадровой политике ЗАО “Группа Капиталъ управление активами” Ольга Чернышева утверждает, что помимо очевидных экономических факторов есть еще и определенный уровень доверия к агентствам, которые занимаются подбором кадров. Если агентство давно зарекомендовало себя на рынке, то в нем давно царит бюрократия, а молодом агентстве нет достойных специалистов, который подберут нужный персонал. Искать самим быстрее, дешевле и эффективнее.
В 2011 году эта компания закрыла лишь 2 вакансии через кадровое агентство. Эксперты утверждают, что напрямую размещая вакансию, работодатель надеется поймать богатый улов, закидывая сеть, чаще всего так и происходит. Минус данного подхода лишь в том, что соискатели занимаются тем же самым, откликаясь на все вакансии, и они не всегда уверены в том, что их умения и навыки подходят работодателю, надеясь на то, что где-нибудь да клюнет.