Моногорода: один в поле не работник?

  • Главная
  • Статьи
  • Моногорода: один в поле не работник?

Моногорода: один в поле не работник?Множество проблем обнажилось с приходом экономического кризиса. Одна из них – выживание в современных реалиях моногородов России. В нашей стране более 400 населенных пунктов, жители которых зависят от одного-двух градообразующих предприятий, на них приходится около 40% ВВП всей страны.

МОНОГОРОДАМ – РАБОЧИЕ МЕСТА!

В моногородах проживает огромная часть населения, и она оказалась абсолютно незащищенной в экономическом и социальном планах.

Множество общественных деятелей и политиков стали озвучивать возможные выходы из критической ситуации, но только после ряда ярких выступлений, самым запоминающимся из которых стал митинг в Пикалево. В свою очередь Дмитрий Медведев заявил, что для всех моногородов России должны быть подготовлены программы по созданию альтернативных рабочих мест.

Но только в 35 из 460 городов такая программа реализуется, и так и не решено, что делать с остальными городами. На совещании, посвященном вопросам занятости, президент отметил: «Муниципальные образования, в которых нет комплексного плана находятся в критичной ситуации.

ПРОБЛЕМЫ КОПИЛИСЬ…

Примечательно, что моногорода оказались в плачевном положении вовсе не из-за кризиса, он был лишь своеобразным катализатором. В этих населенных пунктах подобные вопросы копились десятилетиями. Специализация городов в СССР проблемой не являлась, потому что спрос на их продукцию обеспечивала централизованная система планирования. Но после того, как экономика встала на рыночные рельсы, моногорода оказались в достаточно уязвимом положении.  Диверсификация производства могла бы стать универсальным средством спасения, но она не всегда оказывается возможной в условиях ограниченности ресурсов.

ЧАСТНЫЙ БИЗНЕС ПОМОЖЕТ?

Президент предложил Правительству  подумать над инструментами господдержки частного бизнеса в моногородах, которые не требуют бюджетного финансирования. Дмитрий Медведев напомнил: «Я говорил еще в прошлом году о том, насколько важно «подтянуть» частный бизнес в моногородах. В малом бизнесе мы формировали новые рабочие места, развивая общественные работы, которые в период тяжелой ситуации на рынке труда и активной части кризиса брали на себя самую трудную миссию».

А правительство выражает мнение, что именно частный бизнес должен стать инициатором преобразований в моногородах. Министерство регионального развития предполагает, что с предложениями по модернизации каждого города и источниками инвестиций обратиться к властям муниципальных образований должны именно предприниматели. А в дальнейшем предложения должны быть рассмотрены профильными министерствами и властями субъекта РФ. Именно таким образом чиновники собираются заниматься спасением моногородов, однако четкой стратегии пока не наблюдается.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ И ГОСУДАРСТВО – КЛЮЧ К ПРОБЛЕМЕ

Андрей Нещадин, глава департамента мониторинга и оценки эффективности деятельности органов государственной власти Минрегиона, отметил, что система частно-государственного партнерства является ключом ко всем проблемам моногородов. Но крупный бизнес в такие города идти не готов, потому что в них недостаточно инфраструктуры, а кадровый потенциал не велик. Понадобятся большие средства, чтобы создать полноценное производство. И поэтому вся надежда на малое предпринимательство. Оно способно дать городам глоток свежего воздуха, потому как способно абсорбировать избыточную рабочую силу, вышедшую с проблемных предприятий. Однако тут возникает ряд проблем: люди из моногородов зачастую не готовы к рискам, связанным с ведением собственного бизнеса, и резким изменениям в жизни. Может также возникнуть проблема с подготовкой кадров и недостатком знаний и умений. Со своей стороны, государство никаких программ по поддержке подобного бизнеса, например, каких-либо налоговых послаблений, пока не предлагает.

ПОКА ЛИШЬ ЧАСТЬ…

Минрегионом параллельно разработана программа реструктуризации моногородов и градообразующих предприятий. Согласно вышеизложенному, она охватила лишь малую часть городов. Глава министерства Эльвира Набиуллина в интервью для The Financial Times заявила: «…другие города имеют либо собственные перспективы развития, либо же расположены рядом с населенными пунктами, где их развитие все же возможно". 

ИЩЕМ ПУТЬ

В других странах все эти пути развития уже опробованы. И с этой проблемой Россия столкнулась далеко не первая. Международный опыт насчитывает четыре варианта оказания помощи моногородам: закрытие градообразующих предприятий и создание новых, диверсификация производства с помощью кредитов, превращение моногорода в город-спутник другого, более успешного и крупного соседа. Если не один из этих вариантов невозможен, градообразующее предприятие попросту закрывают, а жители вынуждены переселяться в другие регионы при господдержке. Видимо, и в России способы борьбы с системным кризисом в моногородах будут применяться те же

Автор: Александра Клименко