Региональные производители медикаментов в ходе специального совещания у губернатора Свердловской области Александра Мишарина заявили, что им предлагают невыгодные условия работы.
В свою очередь губернатор заявил: «Доля лекарств, произведенных в России, на сегодняшний день составляет около 49% от общего оборота. А половина из них – это только выкупленные технологии. А в нашем регионе есть все условия для создания кластера».
РОССЕЛЬ: С 3 ДО 100 МЛРД!
Первым грандиозным проектом экс-губернатора области Александра Мишарина и был проект Уральского фармацевтического кластера, анонсированный после отставки Росселя. Масштабы проекта – впечатляющи: выпуск медикаментов в регионе к 2020 году должен вырасти в денежном эквиваленте с 3 до 100 миллиардов рублей. Тем самым, фармацевтические производители должны отодвинуть зарубежных производителей самых современных и ключевых лекарств на второй план.
А сам Эдуард Россель, выступающий в роли председателя наблюдательного совета НП «Уральский фармацевтический кластер», заявил, что в проекте на сегодняшний день участвуют 25 предприятий, большая часть из которых – педприятия Уральского федерального округа. По мнению экс-губернатора, многие зарубежные компании проявляют интерес к кластеру. Остается лишь найти ключевого спонсора. Россель отметил: «Я не говорю о создании филиала какой-либо зарубежной компании, но мы ведь можем создать и совместное предприятие» по его словам, на данный момент ведутся переговоры с немецкой компанией «Байер», готовой стать одним из основных инвесторов данного проекта.
ЮНОНА И АВОСЬ?
Однако Уральский фармацевтический кластер не пользуется особой популярностью среди местных производителей. По заявлению исполнительного директора ООО «МК Юникс» Павла Неверова, производителей смущает ключевой инвестор проекта – своеобразная монополия холдинга «Юнона». Если же смотреть на состав, тобольшаячасть предприятий кластера – холдинг «Юнона». Но если мы хотим создать демократические условия работы, необходимо менять систему управления кластером.
А директор ОАО «Уралбиофарм» Эльвира Комарова пояснила, заявила, что в уставе НП «Уральский фармацевтический кластер» прописано: «в совете организации одно предприятие имеет один голос», что не равноценно положению компаний на рынке, а объем выпускаемой в регионе продукции составляет на сегодняшний день 3 млрд. рублей. Один миллиард из них - Ирбитский химико-фармацевтический завод, приносящий порядка 0,8 млрд. рублей. «Однако в ходе обсуждения ключевых вопросов мы будем иметь всего лишь 2 голоса из 25, а это посто напросто не соответствует нашему положению», - подчеркивает Эльвира Комарова.
А Светлана Аглевич, исполняющая обязанности директора Ирбитского химико-фармацевтического завода, добавила, что взаимодействие участников кластера между собой в нынешней организации не продумано. Но глава «Юноны» Александр Петров заявил при этом, что большинство региональных предприятий, критикующих его, просто отказались от участия и не ознакомились с проектом кластера и принципом его работы. Эдуард Россель поддерживает Петрова и подчеркивает, что десять из 25 предприятий - самостоятельны и независимы. Самым сложным для предприятий является взять рынок, а в одиночку никто его не возьмет. В таком случае просто невозможно найти все необходимые двери. Россель также заявил, что в рамках работы кластера на самом высоком уровне ведутся переговоры. Губернатор Свердловской области Александр Мишарин поддержал его позицию. «Поодиночке вы вымрете, как мамонты», – резюмировал глава региона.
ЕСТЬ 4 МЛРД, ГДЕ ЕЩЕ 3…
Но несмотря на «сопротивление» и недопонимание местных производителей, планируется, что уже в 2011 году проект Уральского фармацевтического кластера будет реализовываться «стахановскими» темпами. При этом глава региона дал задачу руководству кластера производить в регионе в ближайшем будущем ни много ни мало – треть всех лекарственных препаратов. Только в нынешнем году для реализации росселевского фармацевтического проекта планируется привлечь около 7 млрд. рублей. По словам Александра Петрова, договоренности о получении средств от частных инвесторов получены лишь на 4 млрд. рублей, в частности с банками и Сколково, а остальные средства необходимо искать.